Юсуф Хас Хаджиб Баласагуни

yusuf-xos-xojib(1016/18 – кон. XI в.)

Ученый-энциклопедист, поэт и философ

Биография

Юсуф Хас Хаджиб родился в столице государства Караханидов городе Баласагун (совр. Кыргызстан) в промежутке 1016-1018 гг. Факты относительно его биографии очень скудны. Известно лишь то, что в возрасте 50 лет в 1069/70 он завершил свою поэму «Кутадгу билиг» («Знание о Благодати» или «Наука о Счастье»), представил её правителю Кашгара и был удостоен звания «Хас Хаджиб» — министр царского двора.

Основные научные труды

Поэма «Кутадгу билиг» — единственное, дошедшее до нас произведение  Юсуфа Баласагуни. Самая полная из известных рукописей этой поэмы в настоящее время хранится в Институте востоковедения Академии наук Республики Узбекистан. Поэма «Кутадгу билиг» содержит 6520 бейтов, разделенных на 85 глав; кроме того, она имеет три приложения, содержащих 124 бейта, разбитых на три главы. При всей своей этико-моралистической направленности поэма Юсуфа Баласагуни «Кутадгу билиг» является философским произведением, в котором анализируются смысл и значение человеческой жизни, определяются обязанности и нормы поведения человека в обществе. Автор поэмы показывает, каким должны быть не только правители, но и простые люди; какими личностными качествами они должны обладать. Таким образом, автор поэмы выдвинул в своем произведении целый ряд справедливых требований к власть имущим: быть образованными, заботиться о людях, хорошо знать литературу, искусство и т.д. В этом плане труд Баласагуни «Кутадгу билик» по праву считается одним из важных источников по истории узбекской государственности. Кроме того, т.к. это произведение написано на языке тюркоязычной народности — которая стала основным ядром узбекского народа, оно важно также в качестве источника по истории узбекского языка той эпохи.

 Вклад в мировую науку

 «Кутадгу билик» является первым энциклопедическим произведением на тюркском языке. Этот труд является не только политическим трактатом, но также он является суммой знаний по различным областям науки и культуры своей эпохи, в нем собран и обобщен материал с философским осмыслением жизненных позиций самого автора, в частности, рассмотрены мировоззренческие проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в общественном и природном универсуме. Произведение Баласагуни представляет обширную систему, в которой выдвигаются как проблемы общефилософского характера, так и жизненно-практического, этнического и эстетического плана.

Значимость и актуальность введения в оборот «Кутадгу билиг» Юсуфа Баласагуни отчетливо вырисовывается в плане всестороннего изучения многомерного процесса развития культуры. Научное использование, изучение, интерпретация произведения Баласагуни в историко-философском срезе позволило получить преставление об умственном содержании, интеллектуальной жизни региона эпохи Караханидов.

Юсуф Хас Хаджиб Баласагуни справедливо считается писателем, выдающимся поэтом, высокообразованным человеком, знатоком человеческой души, философом, ученым-энциклопедистом, стихотворцем, владевший всеми тонкостями поэзии и тюркского фольклора.

Мировое признание

Надо отметить, что по мнению исследователей «Кудатгу билик» получил широкое распространение и признание еще при жизни автора. Об этом говорит и сам автор в своем труде. Так Юсуф Баласагуни пишет, что иранцы называют его труд – «Шахнамэ-и тюрки» («Тюркское Шахнамэ»), жители Востока – «Зийнат ал-умара» («Украшение правителей» и др. Кроме   того «Кутадгу билик» оказывал влияние на литературу тюркоязычных народов вплоть до XIV – XV вв.

Существует несколько переводов и изданий поэмы «Кутадгу билиг». В частности на узбекский язык, а также английском, турецком, уйгурском, немецком, азербайджанском и некоторых других языках.