Шарафаддин Али Йазди

(ум. в 1454 г., местность Тафт в Хорасане)

Учёный-энциклопедист, астроном, философ, историк, исследователь проблем науки

Биография

Шарафаддин Али Йазди родился в селении Тафт (Иран). В 1415-1419 гг. находился на службе правителя Фарса Темурида Ибрахима Султана, где был удостоен внимания правителя Хорасана сына Амира Темура – Шахруха. По распоряжению Шахруха, Али Йазди стал личным воспитателем известного правителя Юнус-хана. В 1419-1425 гг. написал одно из главных своих произведений — сочинение «Зафарнаме» («Книга побед»), посвященное описанию славных походов великого полководца и государственного деятеля Амира Темура. В 1442-1446 гг. находился на службе у правителя Казвина, Султании, Рея и Кума (в Иране) — Султана Мухаммада, внука Шахруха. В 1447 г. переехал в Самарканд, где находился при Мирзе Улугбеке и участвовал в астрономических изысканиях последнего. После смерти Шахруха (1447 г.), вернулся в родное селение и остаток жизни провел в уединении и аскетизме. Умер в 1454 г. в Тафте, похоронен там же.

Основные научные труды

Йазди создано 13 научных трудов, в числе которых широкую известность получила: «Зафарнаме» («Книга побед»).

В этом труде автор описывает историю происхождения тюркских племен, историю четырех улусов Чингизхана, политическое положение Центральной Азии и соседних стран в начале XIV в., показывает что усиление раздробленности  и междоусобных  войн способствуют приходу на историческую арену Амира Темура. Йазди широко и полно повествует о создании Амиром Темуром централизованного государства в Мавераннахре.

Вклад в мировую науку

Мировую известность и широкое признание Али Йазди принесло историческое сочинение «Зафарнаме». Данная летопись представляет собой наиболее полное и детальное описание событий правления Амира Темура и является, по праву, одним из основных источников по истории не только Средней Азии, но и Золотой Орды, Ирана и Афганистана конца XIV-начала XV веков. Весьма высоко оценивается вклад Али Йазди в области литературы и лингвистики, астрономии, музыки и разработки теоретических проблем суфизма.

Мировое признание

По свидетельству Алишера Навои, Али Йазди обладал совершенными качествами человека и ученного. Часть из «Зафарнаме» была переведена в стихах в ХУ, ХУ1 вв. на узбекский язык – Лутфи, на персидский язык Хатифи. В начале ХУ1 в. Мухаммад Али Бухари перевёл этот труд на узбекский язык. В 1822-1823 гг. труд был переведён в Хиве Худайберди Хиваки в сокращённом виде.

С XVIII в. некоторые части «Зафарнаме» были переведены на французский (Пети де ла Кроа, 1713г.), английский (Ж. Дарби, 1723г.) и русский языки. Текст сочинения издан в 1887 г. в Калькутте (Индия), в 1958г. в Тегеране (Иран).  Издан фотофаксимильный текст (Ташкент,1972). В 1994 г. издан узбекский перевод части труда (1994). Русский перевод издан дважды (Ташкент).