Махмуд Замахшари

(18.03.1075, Замахшар-14.04.1144, Гургандж)

Биография

        Абу-л-Касим Махмуд ибн Умар Замахшари родился 18 марта 1075 г. в селении Замахшар в  глубоко образованной семье. Начальное образование получил у своего отца, приложившего немало усилий для воспитания сына, который в юношеском возрасте стал калекой.

         Он учился в местном медрессе, после чего направился в Бухару, где постигал науки в окружении своеобразного созвездия светил науки и поэтического мира, сложившегося в тот период в этом священном городе. По окончании учебы стал служить при дворе Хорезмшахов а качестве секретаря и правоведа.

         В 1118 г. Замахшари тяжело заболел. После выздоровления он всецело посвятил себя служению наукам. Для их постижения он посетил Мерв, Нишапур, Исфахан, Шам, Багдад и Хиджаз. Ученый провел в Мекке пять лет, в течение которых занимался научной деятельностью и за свое подвижничество был удостоен чести быть названным «Джаруллах»-«Приближенный Аллаха».

         Умер Замахшари 14 апреля 1144 г. в родном Хорезме. Еще в XIY в.над его могилой был возведен величественный мавзолей, о чем свидетельствует знаменитый арабский путешественник и ученый Ибн Баттута.

 Основные научные труды

          Махмуд Замахшари-автор более 60 трудов по лингвистике, лексикологии, литературоведению, географии, мусульманской экзегетике (наука толкования священных тестов), сунне, фикху и философии. Среди сохранившихся порядка 40 его произведений преобладают литературные и грамматико-лексикографические.  Его коментарий к Корану «ал-Кашшаф ан хакаик ат-танзил» («Раскрывающий истины откровения»), признанный одним из канонических толкований Корана и исспользуемый в учебном процессе в университете ал-Азхар, считается, по сути, первым образцом научно-критического изучения текста свещенного писания, т.к. присталное внимание в нем уделено филологическому анализу.  К числу наиболее важных трудов ученого относятся:

«Ал-Муфассал фи синаъат ал-эъраб» подробный трактат по грамматике арабского языка;

«Ал-Унмузадж»  сокрощенный трактат по грамматике арабского языка;

«Мукаддамат ал-адаб» («Введение в словесность»)

«Асас ал-балага» («Основы риторики»

«Ал-Кашшаф ан хакаик ат-танзил») («Раскрывающий истины откровения»)-экзегетика

«Ал-Аруз» («Наука о ритмике») и др.

Вклад Замахшари в мировую науку

         -Замахшарий является одним из основоположников арабской лингвистики.

          -Основоположник нового метода изложения арабской грамматики;

         — Является первым автором многоязычного словаря (арабо персидского, арабо-персо-тюркского);

         -Основоположник нового метода составления словарей арабского языка по алфавитному принципу корневых слов.

          -Он внес неоценимый вклад в изучение одного из крупнейших мировых языков –арабского. Благодаря трудам и деятельности Замахшари, Мавераннахр стал одним из влиятельных центров арабского языка и арабоязычной культуры.

 Мировое признание

            Замахшари еще при жизни удостоился почетных титулов «Учитель всех арабов и неарабов» («Устаз ал-араб ва-л-аджам»), «Гордость Хорезма» («Фахру Хваразм», «Учитель мира» («Устаз ад-дуня»), «Каъба литераторов» («Каъба ал-удаба»). Заслуги ученого в исследовании и развитии арабского языка были так велики, что один из его арабских современников сказал: «Усли бы не этот …турок, то арабы не познали бы всю глубину своего (родного) языка». Источники сообщают, что правитель Шама (Сирии) объявил награду в 5 тыс. серебренных монет всем, кто выучит книгу Замахшари «ал-Муфассал».

         Некоторые произведения Замахшари, в.т.ч. «Мукаддамат ал-адаб» были переведены на персидский, чагатайский, тюрский и монгольский языки еще при жизни автора. В 1706 г. этот труд был переведен на турецкий, затем-французкий, немецкий и некоторые другие языки мира. В разные годы он был издан в Германии, Австрии, Франции, России, Норвегии, Египте и Индии. В 1850 г. немецкий ученый Ватзайстан составил подробный сопоставительных аналитический обзор семи известных рукописей этого труда.

         По сведениям другого известного немецкого востоковеда К.Броккельмана сегодня в различных фондах мира хранится свыше 100 экземпляров рукописи «ал-Кашшаф» и более 20 комментариев, написанных к нему.