Гиясиддин ибн Хумамаддин ал-Хусейни, по прозвищу Хондамир

(1476 г., Герат-1535 г., Манду)

Историк, писатель, поэт, государственный деятель

Биография

          Хондамир, внук Мирхонда, родился в 1475 г. в Герате-столице Темуридского государства (современный Афганистан). Он воспитывался в семье высокообразованного человека – Ходжа Хумамаддин Мухаммада, его отца, который был визирем Темурида Султан Махмуд-мирзы. Большую роль в достижении высокой образованности и учености Хондамира сыграли его дед Мирхонд и Алишер Навои. Он попал к Навои еще будучи молодым, работал сначала библиотекарем в его библиотеке, а с 1498 г. – заведующим. Здесь он начал свою научную деятельность. С 1503 г. принимает активное участие в политической жизни: будучи визирем Бадиъ аз-Замана в Балхе, Герате (Афганистане) он принимает участие в посольствах к правителям Кундуза, Кандагара, а также в составлении дипломатического документа на имя Шейбани-хана.

         В 1508 г. после покорения Герата Шейбани-ханом Хондамир уезжает из Герата в Джурджан. В 1515 г. возвращается в Герат, где поступает на службу к Мухаммад Заман Мирза, сыну Бадиъ аз-Замана.

         В 1527 г. он покинул Герат и отправился в Агру, где поступил на службу к Бабуру. После его смерти он служит у сына Бабура – Хумаюна. В Индии продолжил свою научную деятельность.

         Умер он в 1535 г. в г. Манду (Индия). Похоронен в Дели рядом с поэтом Хусравом Дехлеви.

 Основные научные труды

1. «Ма‘асир ал- мулук» («Доблестные деяния государей») , написан по просьбе Алишера Наваи и посвящен ему. Труд представляет собой рассказы об установлениях,  благотворительных делах и мудрых изречениях царей, расположенных в исторической последовательности.

2. «Хуласат ал-ахбар фи байан ал-ахвал ал-ахйар» («Квинтэссенция известий, посвященная объяснению жизненных обстоятельств добродетельных людей») содержит описание Герата – столицу Темуридского государства со всеми его достопримечательностями и биографию деятелей науки и искусства. Труд написан в 1500 г., посвящен Алишеру Навои.

3. «Макарим ал-ахлак» («Книга благородных качеств»), написана в 1501 г. В нем прославляются достоинства Алишера Наваи – покровителя Хондамира.

4. «Дастур ал-вузара» («Руководство для визиров») написано в 1509 г., представляет собой биографии визиров с VII по начало XVI в.

5. «Нама-йи нами» («Именитая книга»), написана в 1523 г. В ней повествуется как вырабатывалась эпистолярная форма письма.

6. VII  том и «географическое положение» к «Раузат ас-сафа» («Сад чистоты») Мирхонда. В нем освящены исторические события времени Темуридов – Султан Хусейна байкара и его сыновей до 1523 г. «Географическое приложение» содержит описания морей, рек, важнейших городов.

7. «Хабиб ас-сийар» («Друг жизнеописаний») завершен в 1529 г. в Индии. Самое крупное и ценное историческое произведение, посвящено истории поздних Темуридов и истории шаха Исмаила I.

8. «Хумайун — наме» («Книга Хумаюна») написана в 1535г. в Индии, содержит сведения о воцарении Хумайуна, о введенных им новшествах в управлении государством – разделение его по четырем ведомствам, о мероприятиях, связанных с приведением в порядок государственных дел, о праздниках, о строительной деятельности Хумаюна и т.д.

Вклад в мировую науку

         В области государственного устройства эпохи Темуридов впервые приводится анализ, реконструкции государственного управления Хумаюном.

         В истории культуры дал подробное описание Герата – столицы Темуридскиго государства  со всеми его достопримечательностями и краткую биографию наиболее известных гератцев – современников автора: сановников, богословов, ученых, поэтов, каллиграфов, художников, певцов и музыкантов XV в.;

         В литературе рассмотрел биографию Навои, где освещаются разные стороны жизни и деятельности его и вместе с этим предоставляются ценные сведения по истории культуры, особенно науки, литературы, искусства, музыки, строительства, а также социальной истории поздних Темуридов и как вырабатывалось эпистолярная форма письма.

Мировое признание

На сегодняшний день из дошедших 8 работ Хондамира на английский и русский языки переведены 3 работы, на узбекский – 3 работы. Издано в персидском оригинале 6 произведений (Кембридж, Банкипур, Кабул, Бомбей, Тегеран). Жизни и творчеству Хондамира посвящён ряд брошюр и одно фундаментальное исследование (Ташкент, 2006). Хондамир признан в науке как знаменитый историк, плодотворный писатель, поэт и видный государственный деятель, оставивший большой след в истории Центральной Азии.  Рукописные копии труда в Британском музее (Лондон), Иране, Афганистане, Индии, Стамбуле, Пакистане, Франции, Саудовской Аравии, Азербайджане, России, Таджикистане, Ташкенте.