Абу Али ибн Сина

Abu_Ali_ibn_Sina_Avitsenna(980, село Афшана-1037 г., Хамадан)

Учёный-энциклопедист-философ, медик, фармаколог, астроном, математик, химик, музыковед, литератор, правовед, поэт

Биография

Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина родился в селении Афшана недалеко от Бухары. Начальное образование получил от отца, затем обучался наукам у Абу Абдаллаха ан-Натили в Бухаре. В 996 г. молодого Хусейна за особые заслуги в медицине приглашают во дворец эмира Нуха ибн Мансура ас-Самани (976-997). Но вскоре правлению Саманидов в Бухаре приходит конец и после 1002 г. Ибн Сина уезжает в Гургандж – ко двору хорезмшаха Абу-л-Хасана Али ибн Маъмуна (997-1009). Здесь он становится одним из самых активных членов академии Мамуна. В 1011 г. Ибн Сина, избегая преследования султана Махмуда Газневи, покидает Гургандж вместе с Масихи. Он отправляется сначала в г. Абивард на севере Хорасана, затем оттуда — в Нишапур, после – в Гурган, затем с 1014 г. по 1037 г. он пребывает в Рее, Исфахане и Хамадане. Ибн Сина умер в 1037 г. в Хамадане. Его могила сохранилась там до наших дней.

Основные научные труды

Подлинный ученый-энциклопедист Ибн Сина успешно занимался почти всеми отраслями знаний своего времени. Известно свыше 450 его сочинений, из которых до нас дошло около 240, в основном, на арабском языке.

Научное мировоззрение Ибн Сины наиболее ярко отражено в следующих его сочинениях: 1. «ал-Канун фи-т-тибб» («Канон врачебной науки») — медицинская энциклопедия, в которой систематизированы все вопросы теоретической и практической медицины того времени; состоит из пяти самостоятельных книг. 2. «Китаб аш-шифа» («Книга исцеления») – философская энциклопедия, включающая в себя 4 части: логику, естественные науки, математические науки, метафизику (т.е. теологию). 3. «Китаб ан-наджат» («Книга спасения»)  — сокращенная версия  «Книги исцеления». 4. «Даниш-наме» («Книга знания») — философский труд на персидском языке, в которой он рассматривает многие вопросы теоретической философии, в том числе логики. 5. «Рисала ал-иксир» («Трактат об эликсире») – посвящен химии, т.е. практическим способам трансмутации металлов. 6. «ал-Адвийат ал-калбийа» («Сердечные лекарства») – философско–медицинский труд, посвященный лечению серечных болезней, где также даются рассуждения автора о душе. 7. «Саламан ва Ибсал» («Саламан и Ибсал»), «Хай ибн Йакзан» («Живой, сын Бодрствующего») – литературно–философские повести. 8. Переписка Ибн Сины и Беруни по вопросам физики и философии.

Круг интересов ученого весьма широк: медицина, философия, логика, психология, «физика» (т.е. естествознание), астрономия, математика, музыка, химия, этика, литература, языкознание и др. Но прославился Ибн Сина главным образом благодаря своим трудам по медицине и философии. Мировую славу принесли ему медицинская энциклопедия «Канон врачебной науки» и философская энциклопедия «Книга исцеления», вобравшая в себя не только вопросы философии, но и естествознания.

Вклад в мировую науку

Ибн Сина оставил заметный след во многих отраслях науки, выдвигая весьма передовые научные идеи того времени:

в области астрономии в одном из своих трактатов, цитируемом Беруни, Ибн Сина излагает свой оригинальный способ определения долготы города, пользуясь наблюдением затмения Луны; он впервые сконструировал прибор, который начиная с ХVI в. назывался «нониусом» (радиальный астронимический инстирумент для определения некоторых сферических координат светил), по имени заново открывшего его португальского учёного Нониуса;

в области естествознания выдвинул ряд теорий о возникновении землетрясений, вулканов, образовании гор, которые нашли свое подтверждение в современной геологии, разработал классификацию веществ, классификацию наук, в которой он ставил на первое место естественные науки.

В области химии, как и Беруни, он был одним из немногих ученых, подвергших критике получение искусственного золота и серебра в лабораторных условиях; им была разработана классификация минералов, впоследствии легшая в основу классической классификации, применявшейся в Европе до ХIХв.

В области медицины разработал новые и эффективные методы диагностики, терапевтического и хирургического лечения, большинство из которых позднее были заново открыты в Европе. В частности, Ибн Сина внес много нового в анатомию. Например, он существенно исправил описание строения и функции глаза, дал новое объяснение зрительного процесса, близкое современным представлениям. По мнению известного историка науки, академика В.Н.Терновского, oписание ученым строения и функций сосудов, нервов и мускулов показывает связь анатомии с практикой, что позволяет считать основоположника практической анатомии русского ученого Н.Пирогова последователем Авиценны.

 Авиценна был сильным диагностом. Некоторые его методы диагностики не потеряли своего значения и по сей день. В частности, перкуссия – определение болезни постукиванием по органу. Этот метод через 600 лет был заново открыт венским медиком Леопольдом Ауэнбруггером (1722-1809) и только через 50 лет внедрен в практику.Впервые в истории медицины  Авиценна различил холеру от чумы; в точности описал симптомы и протекание менингита, язвы желудка, желтухи, плеврита, проказы, кори, ветрянки и др. болезней. Он очень точно определил бешенство, его заразность, проявления и состояние больного при этом заболевании.

Велика заслуга Авиценны в развитии хирургии. В своих медицинских трудах, в частности, в знаменитом «Каноне врачебной науки» ученый описывает такие методы, которые применяются в современной хирургии и по сей день. Например, зашивание геморройных узлов, остановка кровотечения тампоном, едким веществом или зашиванием, трахеотомия (надрез и установка трубки для дыхания в горле) из их числа.Исправление вывиха плеча обыкновенным надавливанием до сих пор носит название «метод Авиценны». Кроме этого Авиценна уделял большое внимание анестезии при операциях. Для этой цели он использовал растения с наркотическим действием.

Существенен вклад Авиценны и в развитие фармакологии. Он завершил формирование новой фармации, возникшей на мусульманском Востоке на основе фармации античных ученых. Его методы сбора, сохранения, переработки лекарственных трав очень близки к современным.

В настоящее время многие лекарства, использованные Авиценной прочно вошли в современные фармакопеи.

В своих философских сочинениях Ибн Сина развил классическую греческую философию, значительно обогатив ее новыми идеями. Его философскую переписку с Беруни исследователи называли «перепиской века». В ней Ибн Сина дискутировал с Беруни относительно учения Аристотеля (384-322 до н.э.) по некоторым вопросам физики (естественное место тел и веществ, центробежная сила тел, делимость мельчайших частиц, о множестве миров, самоизменение веществ, вопросы оптики, наличие вакуума и т.д.). Содержание переписки свидетельствует о передовых для своего времени взглядах этих ученых во многих актуальных вопросах естествознания.

 Мировое признание

 Ибн Сина принадлежит к числу тех великих личностей, заслугу которых перед человечеством трудно переоценить. С его именем связана одна из самых востребованных во все времена отрасль наук – медицина: его труды уже с ХII в. были переведены на латинский язык и с ХV века были изданы около 40 раз; до ХVIII в. во всех университетах Европы медицину преподавали по «Канону», а имя ученого прославилось в Западной Европе в латинизированной форме как «Авиценна».

Научное, философское мировоззрение таких выдающихся европейских мыслителей и деятелей культуры, как Роджер Бекон (1214-1291), Данте (1265-1321), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564), Везалий (1514-1564), Вольтер (1694-1778), Гете (1749-1832) сформировалось под влиянием трудов Авиценны.

         Труды Ибн Сины по различным наукам переведены и неоднократно изданы на многих западных и восточных языках, в том числе на узбекском и русском. Его имя увековечено в названиях: тропического растения в виде Avicennia, минерала авиценнита, а также в многочисленных названиях улиц, учебных и лечебных заведений, памятниках во многих странах мира.